Цепочка поставок

Направления, стратегические цели и метрики
- оформление долгосрочных отношений по поставкам товарно-материальных ценностей (ТМЦ)
- долгосрочный договор
- консигнационные склады
- интернет-магазины
номенклатуры
- дальнейшее развитие категорийных стратегий;
- снижение процента брака
Основные проекты и факты 2022 года
ESG-оценка поставщиков
- поддержание уровня охвата ESG-оценки в размере
- проведение аудитов;
- проведение работы по актуализации контрагентами информации, предоставленной в ходе анкетирования по ESG-оценке, если с момента предоставления информации прошло более 1 года
Основные проекты и факты 2022 года
Материалы по обучению представлены на официальном сайте Компании в разделе «Закупки»
Цифровая трансформация
- развитие Process Mining;
- внедрение новых роботизированных решений
Основные проекты и факты 2022 года
- Для управления закупочной деятельностью: использование Process Mining — инновационного метода анализа данных и оптимизации бизнес-процессов.
- Для проверки и мониторинга благонадежности поставщиков — система «СКАУТ»
- Продолжение работы по созданию и внедрению автоматизированного рабочего места специалиста по закупкам
Основная цель системы закупок Группы «ФосАгро» — своевременное обеспечение предприятий Группы «ФосАгро» необходимыми ресурсами, материалами и услугами надлежащего качества в полном объеме и по оптимальным ценам. Однако от того, на каких принципах основана эта система и как выстроены ее бизнес-процессы, зависит гораздо больше. С нашей точки зрения, эффективно и ответственно управляемая цепочка поставок — это важнейший элемент системы устойчивого развития бизнеса Компании. В 2022 году общий объем закупок товаров и услуг Группы «ФосАгро» достиг почти 214 млрд руб. Прямые выгоды от этих инвестиций получают тысячи связанных с нами поставщиков и подрядчиков, а значит, в свою очередь, сотрудники этих предприятий и члены их семей. Выигрывают и государственные, и муниципальные бюджеты всех уровней. Но особенно важно то, что используемые нами инструменты, в частности экологическая и социальная оценка поставщиков и антикоррупционные механизмы, самым непосредственным образом способствуют утверждению в российском деловом сообществе и обществе в целом ценностей устойчивого развития и социальной ответственности, которые мы в ФосАгро считаем основой нашей бизнес-философии. Мы стремимся к тому, чтобы закупочная деятельность Группы «ФосАгро» была весомой позитивной силой в интересах всех наших стейкхолдеров.

Основной целью закупочной деятельности является своевременное обеспечение потребностей Компании в материально-технических ресурсах, работах и услугах надлежащего качества, в полном объеме и по оптимальным ценам.
Группа «ФосАгро» стремится к установлению и сохранению деловых отношений с организациями, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с высокими этическими стандартами ведения бизнеса и реализуют собственные меры по противодействию мошенничеству и коррупции. В связи с этим указанные нормативные акты обязательны к ознакомлению при регистрации поставщиков на электронной торговой площадке Компании.
Закупочная деятельность
Группы «ФосАгро» регулируется следующими документами Компании:
Взаимодействие с поставщиками реализуется на основе принципов полной прозрачности принимаемых решений, рыночного и формульного ценообразования, долгосрочных взаимоотношений.
Компания разработала и использует удобную и открытую систему закупок материальных ценностей и услуг. Закупки осуществляются конкурсным способом. Сведения о потребности в материалах, оборудовании и услугах публикуются на ЭТП Группы «ФосАгро». Для участия в конкурсах необходимо зарегистрироваться и ознакомиться с обязательными документами. Порядок оценки и выбора поставщика определен процедурами, действующими в Компании.
В Компании действует система противодействия мошенничеству и коррупции.
Группа «ФосАгро» стремится минимизировать риски нарушений законодательства в деловых отношениях с поставщиками, которые могут быть вовлечены в коррупционную деятельность. С этой целью в Компании реализована единая горячая линия, на которую могут обращаться поставщики и другие заинтересованные лица для передачи информации о потенциальных нарушениях.
- Категорийный менеджмент:
разработка и внедрение категорийных стратегий позволяет существенно сократить затраты предприятия, повысить надежность поставок и увеличить экономический эффект.
- ИТ-решения:
- для управления закупочной деятельностью: использование Process Mining — инновационного метода анализа данных и оптимизации бизнес-процессов;
- для проверки и мониторинга благонадежности поставщиков — система «СКАУТ». Данная система помогает минимизировать существующие риски и потери благодаря внедрению единого стандарта проверок, позволяет в оперативном режиме мониторить состояние поставщиков и вовремя реагировать на изменения.
- Роботизация процессов
Эффективная организация
За истекший год структура Дирекции по закупкам претерпела значительные изменения, нацеленные как на общее повышение эффективности деятельности, так и на адаптацию к изменившимся экономическим реалиям.
Деятельность Дирекции по закупкам охватывает несколько направлений:
- стратегический сорсинг закупок сырья, работ и услуг;
- операционные закупки;
- закупки под нужды проектов;
- локальные закупки;
- альтернативные закупки (в том числе стратегический сорсинг закупок по материалам и оборудованию);
- сопровождение поставок;
- планирование и анализ.
Для оценки результативности, повышения вовлеченности и мотивации работников в дирекции установлены КПЭ, соответствующие бизнес-целям Компании и позволяющие оценивать степень достижения целей дирекции и оптимальности процессов.
Результаты закупочной деятельности Компании ежегодно рассматриваются советом директоров ФосАгро.
Уровни | Структурная единица | Ключевые обязанности |
---|---|---|
УРОВЕНЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ | ||
Совет директоров | Комитет по стратегии и устойчивому развитию совета директоров |
|
УРОВЕНЬ РУКОВОДСТВА КОМПАНИИ | ||
Руководство Дирекции по закупкам | Директор (начальник, уполномоченный) дирекции |
|
Заместитель директора Директор департамента Начальник управления |
| |
ОПЕРАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ | ||
Группа специалистов Дирекции по закупкам | Начальники отделов и руководители групп |
|
Специалисты |
|

Геополитические факторы оказали значительное влияние на работу цепочки поставок Группы «ФосАгро» в 2022 году. Прекратились поставки оборудования от производителей из США, Евросоюза, Японии и ряда других стран. Многие контракты пересматривались с изменением сроков, цен и условий платежей, логистических маршрутов, а во многих случаях — и с заменой товарных позиций в уже заключенных сделках. Усложнилась и работа по банковскому сопровождению работы с зарубежными поставщиками. Ответом на эти вызовы стало внедрение структурных изменений в Дирекции по закупкам, организация альтернативных закупок со смещением географических приоритетов и выстраиванием новых логистических цепочек, а также комплекс мер по повышению операционной эффективности работы дирекции. Своевременная и успешная реализация данного плана позволила нам в сжатые сроки адаптироваться к новым условиям, восстановить бесперебойное снабжение подразделений Компании и поддерживать необходимый уровень стабильности цепочки поставок.
На достижение целей в области закупочной деятельности оказывают влияние, в частности, следующие стратегические риски:
Для снижения указанных рисков Группа «ФосАгро» разрабатывает необходимые корректирующие мероприятия и использует открывающиеся возможности, подробное описание которых приведено ниже.
Бюджет затрат в 2022 году
Суммарный объем затрат Компании на закупки в 2022 году составил 213,9 млрд руб., 57% из которых пришлись на закупку сырья и топлива.
Одним из главных приоритетов закупочной деятельности ФосАгро является сотрудничество с малым и средним бизнесом, в первую очередь в тех регионах, где расположены основные предприятия Компании. В текущих политико-экономических условиях мы считаем активное развитие этой взаимовыгодной кооперации еще более важным.
В 2022 году в рамках соглашения «Синергия роста», заключенного в 2020 году между АО «Апатит», Правительством Вологодской области, ПАО «Северсталь» и АНО «Агентство городского развития» — координатора развития предпринимательства в Череповце, на информационной площадке «Электронная бизнес-кооперация» мы представили детальную информацию о потребности Компании в импортозамещающей продукции для проработки возможности ее изготовления или поставки местными поставщиками.
Также ФосАгро на регулярной основе участвует в очных и онлайн-встречах на базе региональных отделений Российского союза промышленников и предпринимателей и АНО «Агентство городского развития» в г. Череповце, а также в выставках и стратегических сессиях.
№ | Наименование показателя КПЭ | Целевые значения | Фактический результат | ||
---|---|---|---|---|---|
Вес | Порог | Цель | |||
1 | Среднее количество участников в тендерах, проведенных за отчетный период | 3 | 5 | 7 | 4 |
2 | Снижение стоимости работ (услуг) по результатам проведенных тендеров за отчетный период, % | 5 | 7 | 12 | 10 |
3 | Своевременность проведения тендеров согласно установленным срокам, % | 90 | 95 | 100 | 99 |
4 | Мотивационная оценка качества закупок заявителями по пятибалльной шкале, баллов | 3,5 | 4,5 | 5 | 5 |
№ | Наименование показателя КПЭ | Целевые значения | Фактический результат | ||
---|---|---|---|---|---|
Порог | Цель | Вызов | |||
1 | Своевременность, % | 87 | 90 | 93 | 89 |
2 | Доля брака на входном контроле, % | 5 | 3 | 2 | 6 |
3 | Индекс сдерживания цен ТМЦ, % | 1,05 | 1 | 0,95 | 0,93 |
№ | Наименование показателя КПЭ | Целевые значения | Фактический результат | ||
---|---|---|---|---|---|
Порог | Цель | Вызов | |||
1 | Индекс эффективности закупки сырья | 1,05 | 1 | 0,95 | 0,79 |
В 2020 году на основании принципов устойчивого развития, опубликованных в Кодексе поведения контрагента Компании, была разработана система оценки поставщиков по ESG-критериям, в основе которой лежит анкета «Показатели устойчивого развития по закупкам». Анкета является частью общей структуры оценки деятельности Компании и поставщиков для обеспечения устойчивости и надежности в интересах потребителей. Она включает в себя вопросы соответствия бизнеса принципам экологической и социальной ответственности, на которые ФосАгро ориентируется в своей работе. Заполнение анкеты подтверждает, что поставщик Компании разделяет эти принципы. По результатам заполнения анкеты рассчитывается индивидуальный рейтинг поставщика.
Мы убеждены, что информирование поставщиков о системе ценностей Компании будет способствовать формированию более ответственной и устойчивой в долгосрочном плане культуры ведения бизнеса.
Ключевые показатели ESG-оценки
Расчет показателей 2022 года произведен на основе общего количества поставщиков в закупках и количества оцененных поставщиков в закупках. Данная методика будет применена к расчету показателей будущих периодов.
Все категории поставщиков были оценены на предмет воздействия на окружающую среду. Среди производителей сырья, горюче-смазочных материалов (ГСМ), энергии и ТМЦ (847 поставщиков) у 33% внедрена и сертифицирована система экологического менеджмента, соответствующая требованиям стандарта ISO 14001 или аналогичного стандарта.
| Показатели | 2022 |
---|---|---|
1 | Количество поставщиков, принявших участие в оценке на ЭТП Группы «ФосАгро», ед. | 4 574 |
2 | Количество поставщиков в закупках, ед. | 3 511 |
Количество оцененных поставщиков в закупках, ед. | 1 888 | |
Доля оцененных поставщиков в закупках, % | 54 | |
3 | Общий объем закупок, млрд руб. | 213,9 |
Объем закупки у оцененных поставщиков, млрд руб. | 74,8 | |
Охват ESG-оценки по объему закупок, % | 35 | |
4 | Средний рейтинг поставщиков (по 100-балльной шкале), баллов | 62 |
Показатели экологической оценки поставщиков говорят о том, что 33% поставщиков придерживаются инновационного и перспективного подхода в ведении экологической политики, а также вносят свой вклад в охрану окружающей среды.
В процессе проведения технических аудитов контрагенты, у которых выявлены нарушения общепризнанных стандартов, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, не установлены
| Показатели | 2022 |
---|---|---|
1 | Количество оцененных поставщиков в закупках, ед. | 1 888 |
2 | Количество оцененных поставщиков, являющихся производителями сырья, ГСМ, энергии и ТМЦ | 847 |
3 | Количество оцененных поставщиков, являющихся производителями сырья, ГСМ, энергии и ТМЦ, у которых внедрена и сертифицирована система экологического менеджмента, соответствующая требованиям стандарта ISO 14 001 или аналогичного стандарта, ед. | 276 |
4 | Доля оцененных поставщиков, являющихся производителями сырья, ГСМ, энергии и ТМЦ, у которых внедрена и сертифицирована система экологического менеджмента, соответствующая требованиям стандарта ISO 14001 или аналогичного стандарта, % | 33 |

Полученные результаты говорят о том, что более половины поставщиков разделяют приверженность ФосАгро политике равных возможностей, не допускают притеснений и другого неуважительного поведения в отношении сотрудников и нетерпимы к использованию детского труда. 39% поставщиков в рамках оцениваемых категорий проявляют активное и ответственное поведение в области безопасности труда и обеспечивают соответствие международным стандартам, основной целью которых является контроль за условиями труда, снижение профессиональных и производственных рисков.
В процессе проведения технических аудитов контрагенты, у которых выявлены нарушения общепризнанных стандартов, связанных с социальной ответственностью, не установлены
| Показатель | Результат |
---|---|---|
Количество оцененных поставщиков в закупках, ед. | 1 888 | |
1 | Количество оцененных поставщиков в категориях «Производители сырья, ГСМ, энергии и ТМЦ»; «Транспортные услуги»; «Строительно-монтажные работы», ремонты», ед. | 1 174 |
Количество оцененных поставщиков в указанных категориях, у которых внедрена и сертифицирована система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, соответствующая требованиям стандарта ISO 45001 (OHSAS 18001) или аналогичная, ед. | 452 | |
Доля оцененных поставщиков в указанных категориях, у которых внедрена и сертифицирована система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, соответствующая требованиям стандарта ISO 45001 (OHSAS 18001) или аналогичная, % | 39 | |
2 | Количество оцененных поставщиков в закупках, у которых утверждена политика о недопущении детского труда, ед. | 1 091 |
Доля оцененных поставщиков, являющихся производителями сырья, ГСМ, энергии и ТМЦ, у которых утверждена политика о недопущении детского труда, % | 58 | |
3 | Количество оцененных поставщиков в категориях «Производители сырья, ГСМ, энергии»; «Производители и посредники ТМЦ»; «Транспортные услуги»; «Строительно-монтажные работы, ремонты», ед. | 1 524 |
Количество оцененных поставщиков в указанных категориях, у которых утверждена политика о недопущении дискриминации, ед. | 831 | |
Доля оцененных поставщиков в указанных категориях, у которых утверждена политика о недопущении дискриминации, % | 55 | |
4 | Количество оцененных поставщиков в категориях «Производители сырья, ГСМ, энергии»; «Производители и посредники ТМЦ»; «Транспортные услуги»; «Строительно-монтажные работы, ремонты», ед. | 1524 |
Количество оцененных поставщиков в указанных категориях, у которых утверждена политика о недопущении принудительного труда, ед. | 856 | |
Доля оцененных поставщиков в указанных категориях, у которых утверждена политика о недопущении принудительного труда, % | 56 |
